Так шумят кроны деревьев в гигантском саду, убаюкивая, навевая сладкие видения. И тогда раздается полнозвучное пение трубы, которому отвечает эхо (другая труба, засурдиненная). То не грозный глас, что прозвучал во второй части, а, напротив, благая весть: мечта осуществилась, расцвели сады, настало всеобщее счастье, пишет минск.
Наряду с «Рассказом о бегстве генерала Врангеля» пятая часть самая насыщенная событиями и картинами. И подобно тому, как в первом разделе оратории за рассказом о событиях следовал вывод о них («Героям Перекопской битвы»), так и теперь повествование сменяется раздумьем о происходящем.
Шестая часть — «Разговор с товарищем Лениным» — самая глубокая и значительная по содержанию из всех частей оратории. Смысловой кульминацией цикла у Свиридова становится размышление.
Задача, стоявшая перед композитором в этой части, была исключительно сложна.
Так мог бы написать о себе и Свиридов. Вслушиваешься в его музыку, придирчиво взвешиваешь каждую интонацию, и уже кажется, что раздумья ее героя — это твои раздумья и что только так и можно передать их в музыке. Значит — не фальшь, не «конфетная красота», а настоящая большая правда!
«Разговор с товарищем Лениным» прочитан Свиридовым как «размышление вслух». Герой монолога обращается к Ленину «не по службе, а по душе» как к олицетворению высшей мудрости и совести народной и в то же время как к «самому человечному человеку», рассказывая о трудностях, делясь сомнениями, ища поддержки. И решающий успех композитора определился тем, что он нашел единственно верную интонацию этого — одновременно и возвышенную, и теплую, простую.
В шестой части несколько музыкальных тем. Первая из них, звучащая в оркестровом вступлении, серьезна и нетороплива, как раздумье героя. Басовые голоса оркестра произносят ее сосредоточенно, впеваясь в каждую ноту. Величавы и строги квартовые ходы.
Тема начинается с тоники как с незыблемой исходной точки. Но устойчивость этой опоры тут же ставится под сомнение понижением второй ступени, разрушающим стройность минорного лада, Смотрите так же интересно: женская логика. А остановка в конце на доминанте дает ощущение незавершенности движения. С чего начать раздумье — ясно. Но к чему оно должно привести? Недаром эта вступительная «тема сомнений» в дальнейшем снова прозвучит в оркестре тогда, когда речь пойдет о трудностях, с которыми приходится бороться.