По видам эксплуатируемого транспорта известны группы вокзалов-железнодорожные, речные, морские, автобусные и авиационные.
Вокзалы делят на: железнодорожно-автобусные, речные-автобусные, морские-железнодорожные и др.
Вокзалы подразделяются в зависимости: от назначения - на пассажирские, грузопассажирские, вокзалы для грузов, вокзалы-почтамты и др.;
от положения на магистрали - на конечные, т.е. тупиковые, или промежуточные (транзитные); по пропускной способности-на малые, средние, большие и крупные.
При проектировании зданий современных вокзалов должен быть учтен ряд требований, предъявляемых к объемно-планировочным решениям:
функционально-технологические - протяженность пути пассажира от остановки городского транспорта до конечного места (купе вагона, каюта судна,
салон самолета) или в обратном направлении должна быть кратчайшей,без возвратного движения; по возможности разделить основные встречные и пересекающиеся потоки пассажиров,
исключить пересечения потоков пассажиров с путями движения городского и магистрального транспорта, багажных тележек и других перонных механизмов;
следует создать хорошие условия для зрительной ориентации пассажиров на площади, в здании и на перроне; целесообразно отделять шумную, активную зону
вокзала со справочными, кассами, камерами хранения, багажными отделениями от условно тихой, желательно не проходной, зоны ожидания и спокойного отдыха;
помещения котельных, вентиляционных камер, трансформаторных, как правило, отделяются от пассажирских и имеют самостоятельные выходы на перрон, входы с площади.
Проектирование помещений должны быть универсальными-гибкими, обеспечивающими реконструкцию здания без излишних строительных работ,
удобство движения потоков пассажиров и широкое использование многих видов инженерно-технологического оборудования (подъемников, транспортеров, механизмов и т. д.).
Степень экономичности определяется совокупностью единовременных и постоянных затрат. Главное значение уделяется архитектурно-художественным требованиям,
предъявляемым к вокзалам как к зданиям общественного назначения, являющимся воротами в город или населенный пункт.
На основе анализа многочисленных решений зданий вокзалов различных назначений, принятых в отечественной и зарубежной практике,
все авторы выделяют ряд основополагающих принципов, которыми следует руководствоваться при проектировании вокзалов: кооперирование вокзалов с общественными зданиями;
учет перспектив развития и специализации всего вокзального комплекса; решение привокзальной площади, пассажирского здания и перрона как составных частей единого комплекса;
теснейшая взаимосвязь объемно-планировочного решения и технологической схемы вокзала; универсальное использование помещений и устройств;
блокирование и кооперирование мелких подсобных и технических зданий и сооружений; взаимосвязанная эксплуатация различных видов транспорта с созданием обединенных вокзалов и станций.